Подражание детей друг другу: а я хочу, как все!

Подражание детей друг другу: а я хочу, как все!

Какому родителю не хочется, чтоб его ребенок рос особенным и не похожим на других? И почему дети ведут себя в точности наоборот, стремясь иметь куклу, как у Маши, машинку, как у Егора, кататься на роликах, как Юра, и носить такое платье, как Катя? Что за желание такое – подражать и быть как все? Как помочь ребенку проявить свою индивидуальность?

Откуда берется подражание у детей?

Подражание – это один из самых важных и основных способов познания у детей. Будучи совсем младенцем, ребенок познает мир, изучая себя и предметы вокруг путем разнообразных действий с ними. Если мы в первый раз дадим малышу ложку, вряд ли он сразу поймет, для чего она предназначена. Он будет ее бросать, грызть, сосать, стучать ею по столу. И лишь увидев, как кушает мама, малыш начнет ей подражать и пытаться кушать сам. Подражание никуда не уходит и не пропадает с взрослением ребенка. Дети продолжают подражать и быть похожими на других по мере того, как приобретают новые социальные навыки и знакомятся друг с другом. Не думайте, что это плохо! Подражание детей друг другу – это очень позитивный момент развития. Подражание помогает детям развиваться умственно и социально, дает возможность научиться вести себя в разных ситуациях и с разными людьми.

Подражание подражанию рознь!

Но! Не все так однозначно! Хорошо бы наши дети подражали друг другу, пытаясь перенять полезные и нужные навыки друг друга. Воспитатели в детском саду не знают, как бы происходил процесс обучения новому, если бы дети прекратили друг другу подражать. Подражание помогает в кратчайшие сроки обучить новичков самим кушать, ходить на горшок и одеваться. Но! Стоит только одному ребенку учинить «нечто» эдакое, как вся группа спешит обогатиться его опытом. Возможно, сам ребенок никогда бы не догадался запомнить случайно услышанные ругательства или плохие слова, не додумался бы размазывать пластилин по обоям или «замачивать» хлеб в компоте. Но чужое «достижение» кажется очень заманчивым и интересным, а поэтому достойным повторения.

Негативное подражание легче всего искоренить нашим родительским неодобрением, объяснениями «почему нельзя» либо просто игнорированием, не заостряя на этом внимания (как в случае с произнесением плохих слов). Во всех других случаях подражание нужно использовать во благо на полную катушку, причем провозглашать образцом для подражания можно не только реальных деток и друзей вашего ребенка, но и животных, сказочных героев и даже игрушки. Все они одинаково «живые» для малыша.

Групповой инстинкт!

В 4-5 лет дети начинают играть в ролевые игры, они осознают себя уже частью группы и не стремятся отделиться от коллектива. Ведь добиться цели в группе легче, чем одному. Поведение ребенка отображается по схеме: «Куда все, туда и я!» ребенку очень важно, чтобы группа его приняла и одобрила. Для 4-5-летнего ребенка нет ничего страшнее, чем полное игнорирование. Так начинается повальное увлечение одними и теми же игрушками, предметами одежды, едой и занятиями. Подражание теперь является главным фактором, который объединяет группу. И это тоже положительный момент формирования личности ребенка. Лишь пройдя этап существования в группе и поняв, чем он похож на других, ребенок сможет осознанно подойти к вопросу, чем он отличается от всех. Нельзя ругать и осуждать ребенка за подражание другим детям. Это не только бесполезно, но и вредно, и к тому же может настроить ребенка против вас. Когда на противоположных весах лежит мнение друга Саши, авторитет Спайдермена или Ниндзи-черепашки, мама однозначно проигрывает. Просто нужно понять, что ребенок еще не может объективно оценить хорошие и плохие стороны личности человека или какого-либо поступка, потому что его личный опыт еще слишком мал. Ребенку нужно помочь научиться разбираться в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь именно так формируются моральные ценности и собственные взгляды.

Как стать объектом для подражания и помочь ребенку проявить индивидуальность?

  • Объясните малышу, какие именно качества помогают ребенку стать лидером и выделиться из группы. Обычно именно такие люди (или дети) становятся «законодателями мод». Помогая ребенку развивать эти качества, вы обособляете его от группы. И дело вовсе не в том, чтобы оказывать влияние на других детей и быть для них объектом для подражания. Нет! Вспомните, наверняка вы знакомы с людьми, о которых говорят, что они не имеют своей индивидуальности, легко подпадают под чужое влияние и лишены собственных интересов. Хорошо, если авторитетом для такого человека станет достойный образчик человеческой расы. А если нет?
  • Поэтому не стремитесь и пытайтесь сделать своего малыша послушным и «удобным», вынужденным всегда следовать указаниям главного. Ведь вы не всегда будете его авторитетом и не можете знать, кто придет на смену. Поэтому позвольте ребенку иметь собственное мнение и совершать свои ошибки.
  • Всегда предоставляйте ему выбор, даже в мелочах, ведь так он может проявить свою индивидуальность.
  • И, конечно же, покажите ребенку, что цените его именно таким, каким он есть. Научите и его ценить и любить самого себя. Хвалите ребенка за умения, достижения, успехи, пусть маленькие, но очень важные.
  • И никогда (никогда!!!) не шантажируйте ребенка своей любовью, говоря, что перестанете его любить, если… Родительская любовь тем и ценна, тем и уникальна, что она безусловна. Безусловная любовь – это основа основ взросления здоровой и счастливой личности, которая искренне рада и счастлива быть самой собой. Потому что чем меньше нравится нам быть самим собой, тем больше хочется стать такими, как все!
  • И самое главное! Пока вам ребенок еще мал, самый главный для него образец для подражания – это Вы! Так постараемся же быть достойными этого!
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...