Подкуп и взятка в воспитании ребенка: применять осторожно

Подкуп и взятка в воспитании ребенка: применять осторожно

Подкуп – плохой метод воспитания ребенка?

Материальное вознаграждение ребёнка за то, что он был бы обязан сделать при естественном ходе событий, мягко говоря, противоречит основам методики воспитания. Есть немало родителей, которые категорически против поощрения ребенка материальным способом. По их мнению, это аморально с общественной точки зрения и вредно для семьи. Кроме того, ситуация может быстро выйти из-под контроля, закручиваясь во всё более крутую спираль. Когда ребёнок впервые получает вознаграждение за обычный поступок, то во второй раз он будет ждать уже большей награды и так каждый раз по возрастающей. И это не потому, что он настолько испорчен, что не соглашается выполнять даже самое простое задание без подарка. Просто ребёнок очень быстро стал мастером переговоров, определяющим таксу и контролирующим предмет обсуждения. В результате ребенок начинает манипулировать родителями, а это плохо.

Единственным надёжным способом, по мнению родителей, возражающих против вознаграждения ребёнка, это не делать первого шага. Иными словами, никогда и ни при каких условиях не предлагать ребёнку вознаграждения.

Как использовать такой метод воспитания как «взятка» правильно?

В целом меня восхищает такая позиция, но я сама время от времени всё же даю своему сыну маленькие взятки. Почему? Потому что это действует! Только нужно быть очень осторожным в выборе верного времени. И ещё одно предупреждение: ваш ребёнок может попытаться усилить на вас давление, если решит, что таким образом может выжать из вас что-то ещё. Этим методом нельзя злоупотреблять, так как ребёнок будет требовать награды даже тогда, когда вы вовсе не собирались её давать. Однако всего этого можно избежать полностью, если твёрдо следовать основной линии.

Каждый раз, предлагая ребёнку «взятку» (более благозвучный термин – «материальный стимул для совершения желаемого действия»), нужно:

Чётко определить условия. Предложите конкретную вещь за конкретное дело, которое должен выполнить ребёнок.

Назначьте время, в течение которого должно быть выполнено дело. Если вы обещали ребёнку дать шоколадку за то, что он прямо сейчас соберет все свои игрушки в коробку, он не может прийти к вам завтра и сказать, что уже сделал это и надеется получить свой приз.

Используйте вознаграждение очень умеренно. Родители, которые слишком часто делают подарки, заканчивают тем, что у их детей остаётся очень мало неосуществлённых желаний, поэтому становится всё труднее найти какой-то стимул, побуждающий к действию.

Используйте вознаграждение только за те поручения, которые действительно будут испытанием для ребёнка, а не за то, что он умеет делать мгновенно. Награда как бы говорит ему: «Спасибо за то, что ты приложил дополнительные усилия, чтобы сделать это как следует».

• Никогда не давайте награду просто за обычное хорошее поведение, которое должно считаться само собой разумеющимся.

Поощряйте только хорошее поведение, а не прекращение плохого. Например, можно подарить сынишке желанный игрушечный грузовик после того, как он целую неделю спокойно и без крика ходил в детский сад или постоянно сам убирал за собой разбросанные игрушки. Обратите внимание: вы награждаете его не за то, что он прекратил плакать или творить беспорядок.

• Убедитесь, что ребёнок понимает, что награда – это дополнительное поощрение за его хорошее поведение и ни в коем случае не может быть единственной причиной желаемого образа действий. Иными словами, скажите вашему малышу, что хотите убедиться в том, что он выполняет задание не только за подарок. Вы хотите, чтобы он сделал это только потому, что так и должно быть. Если вам становится ясно, что его больше заботит вознаграждение, а не ваше одобрение, стоит прибегнуть к другим методам.

Используйте небольшие подарки. Если не будете обращать внимание на это правило, то скоро станете тратить сумасшедшие деньги на всё более крупные и дорогие игрушки.

Постарайтесь приурочить вознаграждение к каким-то достижениям. Например, если ваш малыш успешно перешёл от бутылочки к чашке, хорошей наградой для него может стать специальная чашечка с Винни Пухом (или что там ваш малыш любит) или новый набор яркой посуды.

Избегайте наград, которые могут усилить нежелательное поведение. Не следует, к примеру, давать ребёнку конфеты в награду за то, что он съел весь суп. Это вызовет мысль о том, что конфеты – самая вкусная вещь на свете, а суп – нечто совершенно противоположное.

Прямо поговорите с ребёнком о вознаграждении, которое он получает от вас, при этом используйте простые выражения, доступные для уровня понимания вашего ребёнка. Смышлёному 3- или 4-летнему малышу можно объяснить, что означает слово «взятка» и почему некоторые родители считают её плохой идеей. Скажите, что бывают такие случаи, когда вам самим хочется наградить его, но гораздо чаще вы надеетесь на его сотрудничество просто потому, что вы скажете, что он должен сделать это. Например, вы можете сделать ему подарок за то, что он выучит стихотворение, чтобы поздравить именинника на семейном празднике, но ни за что и никогда не дадите ему взятку за то, что он уберет за собой разбросанную одежду или пролитый на пол сок.

Если последовательно выполнять правила, то можно надеяться, что разумно используемые взятки отзовутся хорошей отдачей в сотрудничестве с малышом, но, если вы сомневаетесь и вам кажется, что вы напрасно тратите деньги, помните, что есть еще много разных способов договориться с малышом.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...