Ложь или фантазия: где грань между обманом и вымыслом ребенка?

Ложь или фантазия: где грань между обманом и вымыслом ребенка?

Иногда фантазии наших детей приводят нас в замешательство. Это намеренный обман или безобидная выдумка? Как реагировать? А если обман – то что это? Первое творчество или попытка избежать наказания?

Мой малыш врет или… сочиняет?

Мозг малыша устроен не так, как у нас, взрослых. Мы ясно и легко отличаем выдуманные образы от реальных. А маленькие дети видят придуманные вещи и события так же четко, как и настоящие. Мы просим детей не обманывать и честно рассказать все так, как было на самом деле. Но ребенок искренне верит в то, что штанишки порвал сказочный дракон, игрушку унес серый волк, а конфетку ему подарил пушистый зайчик. Раздражаться бесполезно. Мы ведь сами убеждаем его в существовании Деда Мороза и Святого Николая, поддерживаем его фантазии о полетах во сне. От реакции родителей на выдумку многое зависит. Возможно, вам неприятно, что малыш пытается переложить вину на кого-то другого. Но подумайте, так ли уж сильно он виноват? Если его обман никому не приносит вреда, можно ведь не делать из этого большой проблемы?

Что делать, когда ребенок обманывает?

Применяем метод сказочника. Если сомневаетесь, ругать малыша за обман или нет, задумайтесь о его причинах. Вполне возможно, что он не хочет, чтобы вы сердились на него, и лжет только ради того, чтобы казаться вам лучше.

Учим распознавать вымысел. Когда малыш расскажет вам новую небылицу, обратите его внимание на то, что «он сейчас выдумывает». А когда ребенок рассказывает о том, как на самом деле прошел день в детском саду, скажите: «Сейчас ты рассказываешь правду». Так вы поможете ребенку отличать правду от выдумки, при этом не обвиняя его в обмане и поощряя его фантазии.

Реагируем правильно. Чаще всего дети обманывают нас, потому что боятся наказания и не хотят выглядеть в наших глазах плохими. Он скрыть что-либо он нас все равно не получается. Ребенок суетится, не смотрит в глаза и путает слова. Если вы вдруг застали малыша «на горячем», не стоит набрасываться на него с упреками. Лучше обратите внимание на последствия «нанесенного урона» и привлеките «к процессу ликвидации беспорядка». Так, не читая нотаций и не наказывая, вы покажете ему, как плохо совершать такие поступки, и что за их последствия всегда придется ему отвечать лично.

Ребенок признал свою вину и был честен с вами? Не ругайте, а похвалите за смелость. И не наказывайте. Мы боремся за то, чтобы дети говорите нам правду, а потом наказываем их за их шалости. Так зачем тогда признаваться?

Не сравнивайте своего малыша с другими детьми и не раскрывайте правду о его шалостях никому другому. Ни папе, ни бабушке даже в порядке исключения. Поступая так, вы как бы лишаете его второго шанса, ни даете никакой возможности сделать вид, что прошлое забыто или не существовало вовсе. В Японии бы сказали, что вы не дали возможности малышу «спасти лицо».

Давайте спросим самих себя – всегда ли мы абсолютно честны с собой и с другими людьми? А если это не так, тогда какое мы имеем право осуждать собственных детей и обвинять их в обмане?

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...